Мячи чемпионатов мира: часть вторая (1994 — 2014)
Вторая часть нашего исторического материала, посвящённого официальным мячам главного международного футбольного соревнования
Вторая часть нашего исторического материала, посвящённого официальным мячам главного международного футбольного соревнования
В нашем первом материале мы уже знакомили вас с официальными мячами мундиалей. Сегодня мы представляем вторую часть нашего исследования, предвосхищающего открытие выставки в нашем магазине на Петровском бульваре.
Двадцатипятилетие космической миссии корабля «Аполлон-11» сподвигло немецкую марку на создание совершенно нового мяча, разработанного специально к чемпионату мира в США. Название мяча происходит от слова Questra, которое является отсылкой к фразеологизму «A quest to the stars» («Путешествие к звёздам»).
Космические мотивы были отражены не только в дизайне, но и в поистине прорывных технологиях: мяч Questra производился из пяти различных синтетических материалов и покрывался слоем гибкого полиуретана и полистирола. Такие новации привели к облегчению мяча, его ускорению при ударе или пасе, улучшению контроля за мячом, и, как следствие, к росту темпа игры в целом.
Удивительно, но именно adidas Tricolore является первым цветным мячом чемпионатов мира. До этого все официальные мячи были чёрно-белыми. В мяче также появился специально разработанный слой «синтаксической пены» — плотной, равномерно распределенной матрицы из газонаполненных, индивидуально закрытых и особо устойчивых микрогранул, что делало мяч ещё прочнее.
Мяч Tricolore отличается улучшенным возвратом энергии и сохранением формы. Он выполнен в цветах французского флага и украшен графическим изображением петуха — символа федерации футбола этой европейской нации.
Fevernova — поистине революционное решение компании adidas. Мяч был представлен в 2001 году и был «обкатан» в ходе товарищеской встречи Южной Кореи и США. Впервые со времён мяча Tango был радикально изменён дизайн. Внешний вид Fevernova имеет отсылку к национальной культуре двух азиатских стран: в нескольких местах расположены знакомые всем «языки пламени», а их слияние было призвано подчеркнуть единство двух стран.
Внутри мяча находится турбинообразная конструкция, призванная сделать его ещё легче. Этот мяч получил неоднозначные отзывы, но на все сто процентов прочно закрепился в культуре. К примеру, один из легендарных бразильцев Ривалдо говорил, что этот мяч неуправляем и летит слишком далеко даже при лёгком касании. Абсурдность его суждения заключалась в том, что именно Бразилия стала победителем чемпионата того года.
Сборная Германии всегда отличалась своей во многом прагматичной игрой, где каждый игрок — лишь элемент общекомандного механизма. Этот факт был подчёркнут при создании мяча +Teamgeist («командный дух»). +Teamgeist был первым мячом в истории чемпионатов мира, который состоял не из традиционных 32 панелей.
Вместо этого мяч создан всего из 14 панелей, что означает, что количество точек с тремя панелями уменьшается на 60% (от 60 до 24), а общая длина панельных линий падает более чем на 15% (с 400,5 до 339,3 см). Такое резкое изменение самой структуры мяча привело к его дальнейшему облегчению. К тому же, этот мяч стал первым изобретением, основанным на внедрении технологии термического склеивания. Ещё одной новаторской идеей для придания мячу индивидуальности стало его маркирование по городам, принимавшим матчи.
В 2010 году чемпионат мира впервые состоялся в Африке. Именно поэтому перед adidas стояла задача сделать мяч, который бы превзошёл своих предшественников и подчёркивал бы весь колорит страны-хозяйки. Такой мяч был создан: он получил название Jabulani, что переводится как «праздник» с зулусского языка. Мяч получился ярче чем обычно: в его дизайне обыгрывается 11 официальных языков ЮАР и 11 племён, населяющих эту страну.
Количество структурных панелей было уменьшено: теперь их стало всего восемь. Как и ранее, мяч выполнен из сочетания нескольких синтетических материалов. Помимо этого, вновь была применена технология термического склеивания для придания мячу большего контроля и точности. Отметим, что мяч отличается технологией Grip’n’Grove, призванной улучшить его аэродинамические свойства. Как и всегда, любые новации принесли споры: игрокам группы атаки этот мяч нравился за его прекрасный контроль, а вот вратари, напротив, жаловались на непредсказуемую траекторию полёта.
К чемпионату мира в Бразилии adidas превзошёл себя: новый мяч Brazuca состоит всего из 6 панелей, 12 швов и 8 точек их сочленения. Для того, чтобы добиться такого сложного эффекта, adidas был вынужден соединить швы не по рёбрам куба, а по сложной кривой. Вес мяча составил всего 437 граммов: этого удалось добиться благодаря облегчённому полиуретану.
Название Brazuca было выбрано в ходе народного голосования и является отсылкой к тому, как бразильцы именуют сами себя. Это название пришлось всем по душе: в нём есть доля патриотизма и самоиронии. Мяч Brazuca украшен абстрактными «лентами», символизирующими «браслеты желаний» — традиционные украшения бразильцев, приносящие удачу. Мяч Brazuca отмечен за своё превосходное сцепление и аэродинамику.