Dr. Martens 1460: панк-икона
Ботинки, ставшие синонимом альтернативной музыки и бунтарского духа свободы
Ботинки, ставшие синонимом альтернативной музыки и бунтарского духа свободы
Ботинки Dr. Martens 1460, с которых началась история британского бренда, появлялись практически в любой молодежной среде: от музыкальных сцен, уличных разборок, футбольных стадионов до британского парламента. Кожаный верх, 8 проушин, желтая строчка и мягкая подошва с воздушной амортизацией — мгновенно узнаваемые детали обуви, которая за 60 лет совершенно не изменилась.
Первая версия ботинок Dr. Martens появилась еще в 1945 году в послевоенной Германии. Тогда врач по имени Клаус Мертенс создал мягкую подошву для своей обуви, используя старые автомобильные шины. Он показал свою разработку Герберту Функу, с которым когда-то учился в Мюнхенском университете, после чего друзья решили открыть свое производство.
Дела у немецкой компании шли довольно неплохо, что в 1959 году привело к выпуску международного каталога. Именно этот момент стал поворотным в истории ботинок Мертенса. Рекламу увидел Билл Григгс, владелец британской обувной компании Griggs. Он выкупил у доктора права на производство подошвы, назвав ее Airwair. Фамилия создателя изменилась на английский манер, и появился бренд Dr. Martens.
Билл Григгс модифицировал изделие Клауса, добавив желтую строчку и новую форму каблука ботинок. Обувь была выпущена 1 апреля 1960 года, поэтому компания решила использовать дату в названии модели — Dr. Martens 1460.
Первое время ботинки носили фабричные рабочие. Только когда Пит Таунсенд из культовой группы The Who надел обувь на концерт, она действительно нашла свою нишу и обрела целевую аудиторию. Влияние, которое музыкант оказал на продукцию бренда, было поразительно огромным. После него ботинки Dr. Martens стали носить рок-исполнители, панки, скинхеды и даже хиппи. Субкультуры побуждали молодые поколения бросать вызов истеблишменту, и обувь стала неотъемлемой частью этой борьбы. К середине 80-х она стала признанным символом британской молодежной культуры и рабочего класса.
Ботинки выдержали испытание временем и эволюционировали вместе с меняющейся модой. Современный классический дизайн Dr. Martens 1460 по-прежнему выделяется за счет гладкой кожи, желтой строчки и петли Airwair. Верх сшивается с подошвой и кантом по технологии Goodyear Welt, которая увеличивает долговечность и водонепроницаемость обуви. Подошва изготавливается из гибкого ПВХ-материала, устойчивого к маслам и жирам.
Dr. Martens предлагает более 10 вариантов расцветок модели, от традиционного черного и бордового до зеленого, желтого и розового оттенков. Также есть уникальная серия «Mono» с полностью монохромными ботинками, включая шнуровку, люверсы и подошву.
Коллекция Vegan создана без использования натуральной кожи. Ботинки изготавливаются из синтетических материалов, что является частью стремления бренда развиваться вместе со своими клиентами.
«Бренд понимает, что образ жизни веганов, которые, в отличие от вегетарианцев, против полного использования продуктов животного происхождения — осознанный выбор, и его надо учитывать. Поэтому мы предлагаем коллекцию Vegan, которая повторяет фирменную обувь до самых последних деталей, с оригинальной подошвой, знаменитой желтой прострочкой и культовой петлей», — заявляют в компании.
В 2020 году ботинки Dr. Martens 1460 отмечают свое 60-летие. Чтобы отпраздновать это событие, бренд пригласил ряд дизайнеров, которые добавили свои собственные эстетические элементы в фирменный стиль модели. Коллекция под названием «1460 Remastered series» выходит раз в месяц наравне с другими коллаборациями и релизами.
Японский бренд A Bathing Ape уже не первый раз перерабатывает культовые дизайны Dr. Martens. В новом десятилетии модель 1460 получила камуфляжную расцветку, звездные панели и боковую молнию. Сзади расположена двойная петля: Airwair дополняется логотипом BAPE. Вдохновением для дизайна послужили кроссовки BAPE STA, которым в 2020 году исполняется 20 лет.
Один из самых востребованных дизайнеров по части коллабораций, Раф Симонс изменил внешний вид ботинок с помощью металлических колец. Так он показал вдохновение модой конца 70-х, когда особой популярностью пользовалась схожая кастомизация одежды. Расположение фурнитуры на ботинках — своеобразная отсылка к мебели в стиле модерн середины века.
Йоджи Ямамото принял участие в создании коллекции «1460 Remastered series» в юбилейный для обуви апрель. Используя классический черный ботинок в качестве холста, Йоджи украсил его паутиной, а шнуровку снабдил декоративным украшением в виде паука.
Отдавая должное культовой группе Sex Pistols, в 2020 году бренд выпустил сразу две коллекции ботинок 1460. Первый релиз вышел с портретом гитариста Сида Вишеса, в то время как вторая версия украшена названием культовой песни «GOD SAVE THE QUEEN». Коллаборации посвящаются тем недолгим временам, когда громкая, дерзкая и хриплая музыка Sex Pistols была настоящим воплощением панка, как и ботинки Dr. Martens.
Совместная коллекция с нью-йоркским музыкальным клубом CBGB-OMFUG, существовавшим с 1973 по 2006 годы, предлагает две пары обуви, созданные в панк-стилистике. Первая модель украшена пестрым рисунком многогранного черепа, в то время как вторая получила однотонную черную расцветку с белой прошивкой и брендингом. Таким образом, бренд отдает должное культовому месту, где выступали такие звезды, как The Ramones, Blondie и Talking Heads.
Минимализм японской марки UNDERCOVER проявляется в черном вельветовом материале, который полностью покрывает верх обуви. Каждый ботинок из пары украшен буквами «S» и «N», что означает «Spiritual Noise» — слоган UNDERCOVER. Цветочный принт подкладки органично контрастирует с общим однотонным фоном.
Коллекция Dr. Martens доступна в магазине на Петровском и онлайн