Rick Owens DRKSHDW: гранжевый шик
Рассказываем историю Rick Owens — важные этапы из биографии Оуэнса и актуальные линейки одежды
Рассказываем историю Rick Owens — важные этапы из биографии Оуэнса и актуальные линейки одежды
Ричард Сатурнино Оуэнс с 1994 года создаёт одежду для тех, кто предпочитает тёмную сторону моды. Доминирование чёрного цвета и авангардного кроя не уникально — подобным с 80-х занимается Ёдзи Ямамото. Однако Рик Оуэнс взял за основу чисто американское явление — культуру гранжа.
Рик Оуэнс родился 18 ноября 1962 года в консервативной католической семье, проживающей в калифорнийском городе Портервилль. После школы он отправился в Лос-Анджелес, где поступил в колледж искусств и дизайна Отис — но, видя высокие затраты на обучение и не видя перспектив реальной работы, Оуэнс отчислился через два года.
В стремлении стать ближе к практике, Рик Оуэнс записался на двухгодичный курс кройки и шитья в лос-анджелесском торгово-техническом колледже. В интервью он вспоминает это время так: «Я учился делать выкройки вместе с разными корейскими девушками — никакого гламура. Я не рос в индустрии, как Марк Джейкобс в Halston. После этого я годами работал на местные бренды, перерисовывая вещи именитых дизайнеров».
Позже Оуэнс отметил, что этот период в жизни сильно помог ему в дальнейшем — годы спустя он лично чертит и кроит сложнейшие выкройки. «Нельзя уверенно перейти к абстрактным вещам, пока ты не знаком с фундаментальными основами. То же самое с шитьём. Ты не можешь экспериментировать с вещами, пока не будешь понимать, что именно ты делаешь».
Мишель Лами — бизнес партнёр и спутник жизни Рика Оуэнса на протяжении более двадцати лет. Они познакомились, когда Рик искал работу модельером, а у Мишель была компания по производству спортивной одежды. Как признался сам Рик, первые два года совместной работы Мишель было даже трудно понимать из-за сильного французского акцента, но потом что-то щёлкнуло и начались отношения, без которых он больше не может представить свою жизнь.
Важным фактором было то, что Мишель Лами тогда владела рестораном/клубом Café Des Artistes, одним из популярнейших заведений в Лос-Анджелесе. Оуэнс быстро стал неотъемлемой частью городской субкультуры и стал изготавливать вещи для себя и друзей.
Делая кожаные куртки с чрезмерно длинными рукавами, ассиметричные юбки и удлинённые узкие футболки в тёмно-грязных оттенках, Оуэнс сформировал стиль, который прозвали «гланж» — смесь гламура и гранжа. Он взял за основу повседневность с поношенными вещами из комиссионных магазинов и лишил её маргинальности, превратив в подходящие для подиумов творения.
«Гланж» Оуэнса заметил ритейлер Charles Gallay — тот самый, что ранее закупил большую часть первой коллекции Мартина Маржелы. Чарльз Галлэй платил за половину коллекций Rick Owens вперёд, сделавшись неофициальным покровителем — это позволяло Оуэнсу заниматься производством следующей коллекции сразу же, не ожидая продаж.
Первой среди знаменитостей Оуэнса заметила Кортни Лав, являвшаяся одной из главных икон гранжа 90-х. В 2001 году c Оуэнсом связалась итальянская компания Eo Bocci Associati, благодаря которой дизайнер перенёс производство в Италию и получил более широкий доступ к европейским байерам.
В 2002 году одежда Рика Оуэнса привлекла внимание редактора Vogue Андре Леон Тэлли. После этого фотограф Коринн Дэй сняла обложку с Кейт Мосс в Rick Owens для Vogue Paris, а Анна Винтур помогла организовать шоу на нью-йоркской неделе моды.
Сам Оуэнс вспоминает период с Vogue так: «Я был в курсе того, что происходит вокруг, но я не знал о журналах. Я не знал всего этого мира. Я знал, какие магазины мне подходили и где я бы хотел видеть свои вещи, но мне казалось, что я в другой нише этого бизнеса. Было странно, потому что отказываться от такого было бы глупо, но моя эстетика такая узконаправленная, такая некрасочная, такая специфичная, такая серая».
После дебютного показа в Нью-Йорке Оуэнс получил награду от CFDA как один из лучших молодых талантов. Спустя два сезона, в 2003 году, Рик Оуэнс вместе с Мишель Лами перебрались в Париж, где открыли ателье в пятиэтажном историческом здании, ранее служившим офисом президенту Франции Франсуа Миттерану.
В творчестве Оуэнса никогда не было излишней концептуальности — даже показ Осень/Зима 2015, где модели-мужчины прошлись с открытыми гениталями, он назвал «простым, примитивным жестом». То же самое касается мебели, которую Рик Оуэнс выпускает с 2005 года. Кровать весом две тонны из мрамора не претендует на комфорт или особый смысл, это просто предмет интерьера, не вписывающийся в традиционные рамки уюта.
Среди основных источников вдохновения Оуэнс перечисляет французского архитектора Робера Малое-Стивенса и модерниста Марселя Брёйера. В 2017 году знаменитое издательство Rizzoli опубликовало книгу «Rick Owens: Furniture», ставшую каталогом самых выдающихся работ Рика Оуэнса в сфере мебели.
Сотрудничество с немецким брендом началось в 2013 году — Оуэнс хотел изготавливать спортивную обувь, и ему нужен был надёжный партнёр. Хотя дизайнер и ранее выпускал обувь, это были в основном крупные и массивные силуэты, неприспособленные для активного передвижения. Как высказался сам Оуэнс, в них он был бы «похож на динозавра, бегущего по Тюильри».
Вместе с adidas Рик Оуэнс создал силуэты, которые сложно перепутать с другими — Tech Runner, Springblade, Level Runner, Mastodon. Сочетание брутальности, технологий и всё того же обильного использования кожи оказалось идеальным для комфортных и в то же время уникальных кроссовок, многие из которых были использованы на показах Rick Owens. Партнёрство с adidas мирно завершилось в 2017 году.
Вещи основной линейки делаются из мягчайшей кожи, лучшего кашемира и шёлка. Это действительно роскошно, но не всегда удобно при повседневном ношении, особенно если речь идёт о сложном крое. В 2000-х Оуэнс начал делать схожие по эстетике вещи, но из денима — одного из самых практичных материалов. Эта линейка получила название DRKSHDW(Dark Shadow).
Незадолго до старта DRKSHDW Рик Оуэнс говорил, что продажа вещей доставляет ему гораздо большее удовольствие, чем показы: «Для многих дизайнеров главная награда это шоу, а для меня это продажа. Мне просто нравится идея того, что моя одежда находится в магазине. Я прагматичен. Я не гонюсь за славой». Не удивительно, что более линейка DRKSHDW растёт с каждым годом — она несёт в себе тот же стиль «гланжа», но в более доступном формате.
Коллекция сезона FW20 получает название PERFORMA. Коллекция отсылает к частным беседам Рика Оуэнса со знаменитым искусствоведом-исследователем Розели Голдберг. Именно она побудила Оуэнса задуматься о многогранности собственной личности, любви к ярким перформансам и влиянии его образа на коллекции. Как говорит сам Рик: «Я всегда рассматривал свой личный облик, как социальный, так и моральный, как нечто, над чем нужно тихо, но прилежно работать»
В результате коллекция PERFORMA столь же театральна, как и её сеттинг: угловатые формы в духе Ле Корбюзье смешиваются с асимметрией, оверсайзом и монохромными цветовыми решениями. В рамках коллекции также представлены новые расцветки силуэта Runner, который словно стал визуально легче.
Коллекция Rick Owens доступна в магазине на Большой Полянке и онлайн