Patagonia: легенда аутдора

07 мая 2020 в 12:00

История калифорнийского бренда, который превратил добрые дела в успешное производство аутдор-одежды

Patagonia: создание одежды с заботой о природе

Patagonia

Дата создания 1973
Штаб-квартира Вентура, Калифорния, США
Основатели Ивон Шуинар

«Создавай лучший продукт, не причиняй вреда природе, используй бизнес, чтобы вдохновлять и реализовывать решения экологических проблем» — с этой миссией бренд Patagonia существует с 1973 года.

Марка Patagonia использует в одежде органический хлопок, а для утеплителя берет только тот пух, который был добыт гуманным способом. С первых дней производства альпинистского снаряжения до превращения в мирового гиганта компанией руководит Ивон Шуинар, известный защитник окружающей среды.

Ивон Шуинар

Бренд вырос из интереса своего основателя к занятиям спортом на свежем воздухе и, в частности, к желанию создать экипировку, подходящую для скалолазания и альпинизма. Однако все началось не с одежды, а железных крюков, помогающих экстремалам взбираться на горы.

Ивон Шуинар родился в 1938 году в городе Льюистон, штат Мэн. Спустя 9 лет его семья переехала в Южную Калифорнию, известную не только близостью к Голливуду, но и горными хребтами. Там располагался Клуб соколиной охоты, куда решил вступить юный любитель природы. Наставники клуба обучали детей подбираться к гнездам птиц, расположенным на скалах. Ивон и его друзья так прониклись этим занятием, что вскоре принялись за исследование всех близлежащих гор.

Основатель бренда Patagonia Ивон Шуинар Основатель бренда Patagonia Ивон Шуинар

После школы Шуинар отправился в путешествие по США. Он взбирался на горы Йосемити, сплавлялся по рекам в Йеллоустоне и занимался серфингом на побережье Тихого океана. Однако страсть к скалолазанию победила другие увлечения. В итоге Ивон обосновался в Палм-Спрингс, где примкнул к клубу альпинистов Sierra Club. Он завел новых друзей в лице Рояла Роббинса и Тома Фроста, вместе с которыми обучался покорению новых вершин. Но была одна проблема: европейские крючья, которыми в 1950-е годы пользовались скалолазы, были одноразовыми. Они изготавливались из мягкого металла, из-за чего их нельзя было вытащить из камня. Крючья оставались висеть в скале, что совсем не устраивало Ивона. Вдохновившись более прочными изделиями швейцарского альпиниста Джона Салатэ, он решил создать свое снаряжение.

Покупка кузницы и наковальни позволила Шуинару изготовить новые прочные крючья из лопастей старого комбайна. Он обосновался во дворе своего дома в городе Бербанк, чтобы делать приспособления для себя и своих друзей. Вскоре слухи о его изделиях распространились по всей Калифорнии, и к новатору выстроились очереди из покупателей. К 1970 году производство настолько расширилось, что Ивон решил открыть полноценную компанию Chouinard Equipment.

Chouinard Equipment

В период развития альпинизма Шуинар был обеспокоен экологическими проблемами, вызываемыми большим количеством экстремалов, прибывающих в Калифорнию. Они наносили непоправимый вред скалам, используя железными крючья, разработанные, в том числе, Ивоном. Тогда исследователь создал алюминиевые закладки, после которых не остается следов.

Мастерская Chouinard Equipment Мастерская Chouinard Equipment по производству снаряжения для альпинистов

По мере того, как новые изделия Chouinard Equipment набирали популярность, Шуинар задумался о том, как улучшить жизнь самих альпинистов. Узнав, насколько его товарищам нравятся рубашки для регби с плотным воротником, он начал завозить их из Англии.

Высокий спрос на рубашки сподвиг Ивона заняться созданием собственной одежды. В 1973 году Шуинар нашел помещение рядом с фабрикой по упаковке мяса в Вентуре. Двигаясь все дальше от альпинистского снаряжения, Ивон решил дать новому направлению другое название — Patagonia.

Рождение бренда Patagonia

В качестве вдохновения путешественник выбрал горный регион в Южной Америке. Патагония занимает южную часть гор Анд, располагаясь между Аргентиной и Чили. Она славится своим разнообразием: как пустынями с одной стороны, так и ледниковыми фьордами в другой ее части. Там же находится сложная для восхождения гора Фицрой, которую Шуинару удалось покорить в 1968 году. Именно ее путешественник взял за основу для логотипа бренда, а разнообразие региона нашло отражение в широком ассортименте Patagonia.

Вершина Фицрой в Патагонии Вершина Фицрой в Патагонии — отражение названия и логотипа бренда

Ивон с самого начала стремился создать одежду, которая обеспечивает тепло и поглощает влагу. Его во всем поддерживала жена Малидна. Именно она отправилась в Лос-Анджелес в поисках новых материалов, обнаружив фабрику по производству ворсистого флиса Malden Mills. Закупив ткань, семья Шуинар приступила к разработке термобелья.

Ранние творения Patagonia были не самыми удачными, из-за ворса флис был слишком тяжелым и неудобным. Однако компания продолжила исследования, и в начале 1980-х годов представила белье из полипропилена. Продукт не только стал бестселлером, но и способствовал популяризации концепции многослойности среди любителей активного отдыха.

Знаковые куртки из флиса Patagonia Synchilla Знаковые куртки из флиса Patagonia Synchilla

В 1985 году бренд представил усовершенствованные куртки из флиса Synchilla. Он был создан в сотрудничестве с той самой фабрикой Malden Mills. Уменьшение ворса сделало материал более легким. Вслед за этой инновацией Patagonia выпустила полиэстер Capilene, который отводил влагу от тела и легко чистился, не теряя своих качеств. Разработка выгодно отличалась от полипропилена, который портился после стирок. Эти две революционные ткани помогли компании понять, что нет нужды ограничиваться существующими материалами.

Synchilla из коллекции Retro-X Современная версия куртки Synchilla из коллекции Retro-X

Бренд также занимался переосмыслением того, как должна выглядеть экипировка. Он стал пионером в своей области, предложив яркие цвета альпинистской одежды взамен традиционным для того времени серым, коричневым и бежевым оттенкам. Это привело к коллекции курток и жилетов Retro-X.

Взлеты и падения

Как и у многих других брендов, у Patagonia были нелегкие времена. После быстрого роста в 80-х годах компания оказалась близка к банкротству из-за невозможности содержать огромное производство. По слухам, Шуинар даже брал кредит под высокие проценты, чтобы удержать свое детище на плаву. Он был вынужден уволить около 20% сотрудников и заняться поиском инвесторов. Проект Chouinard Equipment пришлось продать. Его дальнейшим развитием занялись бывшие работники, которые в 1989 году переименовали марку в Black Diamond Equipment.

Synchilla из коллекции Retro-X Штаб-квартира Patagonia в городе Вентура, Калифорния

Несмотря на все трудности, марке все же удалось выжить. Это неспокойное время оказало сильное влияние на корпоративную культуру Patagonia. Компания начала больше заботиться о сотрудниках, а не о прибыли. Она создала дружественную атмосферу в офисе, где нет дверей и кабинетов. Хотя принцип «open space», популярный и сегодня, не всем кажется комфортным, у работников калифорнийской марки с этим нет проблем. Они непринужденно общаются, а в перерывах занимаются спортом. В здании есть свое кафе и детский сад. По выходным коллеги ездят в организованные брендом загородные поездки.

Из любви к природе

Твердая приверженность Patagonia к исследованиям и разработкам сохраняется по сей день. При этом бренд не просто создает аутдор-одежду, а использует свою платформу для повышения осведомленности и защиты интересов окружающей среды. К примеру, в середине 1990-х годов марка выступила против хлопка, выращенного с помощью токсичных пестицидов. С тех пор компания производит одежду только из органического хлопка. Она также занимается переработкой пластика для создания прочной ткани.

Среди других важный решений марки значится разработка ткани Tencel — лиоцелла, изготовленного из древесной целлюлозы. Натуральный каучук Yulex для гидрокостюмов снижает выбросы углекислого газа до 80% по сравнению с конкурирующими материалами. Некоторые из самых впечатляющих технологических достижений бренда включают мембрану H2No, которая обеспечивает водонепроницаемость и защиту от ветра.

Ивон Шуинар Канье Уэст и Шайа Лабаф в одежде Patagonia

Сегодня Patagonia стала тем, кем никогда не стремилась быть: модной уличной маркой. Этот успех не ограничивается исключительно зимней одеждой. Нейлоновые шорты Baggies довольно часто можно встретить на улицах города и пляжах так же, как толстовки и футболки бренда.

Важные инициативы

Еще в 1986 году Patagonia начала жертвовать 10% своей прибыли (или 1% с продаж) природоохранным организациям, чем занимается до сих пор с программой «1% for the Planet». Бренд также стремится сократить производство новых вещей, призывая клиентов не покупать больше, чем им нужно. Он выступает против быстро меняющейся моды и создания недолговечных изделий с проектом «Common Threads». Потребители могут отправлять изношенную одежду обратно в магазин «на ремонт».

Программа «Worn Wear» предлагает не просто отремонтировать вещи, но и заработать на этом, если у вас нет желания носить их снова. Для этого нужно принести одежду в специальные магазины, где ее приведут в надлежащий вид. Затем изделия вновь выставят на продажу, а часть от полученной суммы перейдет на так называемый кредитный счет покупателя.

«Я научился использовать бизнес для осуществления изменений в мире. Мы следуем нашим убеждениям, наши клиенты следуют за нами, и позитивные изменения имеют тенденцию следовать за всем этим. Люди, которые верят в то, что мы делаем, понимают наш посыл. Вот почему наша философия маркетинга так проста: мы говорим людям, кто мы и чем занимаемся», — говорит Ивон Шуинар.

Ивон Шуинар Ивон Шуинар на той самой фабрике в Вентуре

В свои 80 лет Ивон Шуинар все еще управляет компанией, чей головной офис по-прежнему расположен в Вентуре.

Коллекция Patagonia доступна в магазине на Петровском и онлайн

Перейти к коллекции Patagonia