Nike SB Stefan Janoski: именная модель героя Калифорнии
История кроссовок, созданных скейтбордистом наперекор пожеланиям Nike, но с учетом потребностей райдеров
История кроссовок, созданных скейтбордистом наперекор пожеланиям Nike, но с учетом потребностей райдеров
Линия обуви Nike SB Stefan Janoski представляет стремление бренда быть частью сообщества скейтбордистов. Она была разработана Стефаном Яноски, человеком, который хорошо понимает потребности и желания райдеров. За 11 лет было выпущено множество различных моделей, некоторые из которых представляют собой новые цветовые решения, а другие содержат обновленные технологии и материалы.
В 80-х годах, когда скейтбординг только набирал популярность, никто не выпускал специальную обувь для катания на доске. Поэтому многие райдеры использовали баскетбольные кроссовки Nike, которые были достаточно прочными и имели плоскую подошву, подходящую для бордов. Самыми популярными моделями были Air Jordan, Blazer, Dunk и Bruin.
В 1996 году Nike попытался впервые войти в мир скейтбординга, который все еще был в андеграунде. Возможно, из-за этого у него ничего не получилось, так как молодежная субкультура отвергала деятельность больших корпораций. Бренд даже снял комедийную рекламу «Что если бы мы относились ко всем спортсменам как к скейтбордистам» с Брэндоном «Бэм» Марджера, будущим участником шоу «Чудаки». Она намекала на предвзятое отношение к райдерам, но не возымела должного эффекта.
В 2000 году Nike предприняла вторую попытку запуска линейки Skateboarding, купив бренд Savier из Орегона. В его команду входили скейтбордисты Брэд Стаба, Брайан Андерсон, Стефан Яноски и Джон Раттрей. Спустя два года Nike наконец удалось изменить отношение спортсменов к себе. Это стало возможным во многом благодаря Сэнди Бодекеру.
Сэнди начинал в Nike как тестировщик обуви и делал самые безумные заметки обо всех протестированных им продуктах. Он также был человеком, продвинувшим подразделение Nike Football в Европе. Бодекер понимал, что если бренд хочет быть успешным в скейтбординге, ему нужно учитывать интересы райдеров. Он позаботился о налаживании связей со скейт-комьюнити и специализированными магазинами. Сэнди также полностью изменил стратегию Nike. Он утверждал, что делать новую обувь не имеет смысла, когда старые модели уже и так носят. Глава Nike SB предложил просто переделать кроссовки Dunk под нужды скейтбордистов.
К 2002 году бренд собрал команду единомышленников, среди которых был Робби Джефферс, сотрудничавший со Stussy, известной маркой в мире скейтбординга. Он начал приглашать таких райдеров, как Джино Ианнуччи, Ричард Мюлдер, Риз Форбс и Дэнни Супа. Каждый из них выпустил свою фирменную вариацию Dunk. Чтобы сделать обувь более подходящей для катания на доске, они увеличили мягкость стельки. Подошва, которая когда-то создавалась для баскетбольных площадок, получила новый рельеф, обеспечивающий сцепление с поверхностью griptape на доске. Самым заметным изменением было введение удлиненного мягкого язычка.
В то время как технические новшества обуви были очень важны для скейтбордистов, настоящую популярность кроссовок обеспечила их эстетическая привлекательность и последующие коллаборации с Supreme. Так началась эра линейки Nike SB, амбассадором которой стал культовый райдер Пол Родригес. Именно он удостоился чести стать первым скейтбордистом, получившим именную пару обуви от американского бренда.
Линейка Nike SB росла в геометрической прогрессии в течение десятилетия, и к 2009 году, после создания обуви для Пола, пришло время Стефана Яноски. Он представил фирменные кроссовки Nike SB Stefan Janoski, которые на первый взгляд выглядели довольно просто, но в итоге стали одной из 100 самых популярных моделей Nike в истории.
Бренд предоставил Яноски полную свободу действий и помощь известного дизайнера линейки Джеймса Аризуми. Вдохновленная деками, эстетика обуви полностью отражала индивидуальность райдера. Первый вариант стельки был изготовлен из пробкового материала, как отсылка к винодельне его семьи в Вакавилле, штат Калифорния. Там Стефан провел свое детство. С 12 лет он регулярно катался по асфальтированной проселочной дороге родного городка, а после переезда в Сакраменто посвятил этому занятию все свободное время. Яноски известен за свой фирменный стиль с бесподобными трюками и творческим взглядом на скейтбординг.
Оригинальная версия кроссовок, возможно, является одним из самых узнаваемых силуэтов линейки Nike SB. Многие скейтбордисты рассматривают ее как надежную обувь для катания на доске и в то же время минималистичную модель для повседневной жизни. За прошедшие 11 лет бренд экспериментировал с различными версиями кроссовок, как по производительности, так и по стилю. Были простые обновления, такие как увеличение верхней части, а также более радикальные изменения вроде внедрения различных технологий амортизации.
Дизайн Nike SB Stefan Janoski Max сочетает в себе стиль классической пары обуви Стефана и технологию амортизации от модели Air Max 1. Кроссовки показывают новый взгляд на линию SB с видимой воздушной капсулой, при этом оставаясь верным своим корням.
Nike SB Stefan Janoski AC представляет собой версию кроссовок на липучках, а модель Slip-On с эластичными вставками и вовсе лишена шнуровки. Кроме того, обувь регулярно обновляется с использованием различных материалов. Помимо традиционного прочного канваса выпущены модели из замши и кожи.
Неожиданные решения включают кроссовки с подошвой Lunarlon, Hyperfeel и зимнюю версию обуви под названием Warmth. Однако лидирующие позиции занимает модель Nike Zoom с технологией амортизации Zoom Air. Именно она заслужила больше всего переизданий и стала участником ярких коллабораций.
В 2019 году линия Nike SB Stefan Janoski отметила 10-летний юбилей, в честь которого была представлена коллекция Remastered из серой замши. Вместо привычного накладного логотипа боковые панели получили перфорацию в форме swoosh. В релиз вошли четыре вариации силуэта: высокая и заниженная версия, а также модель на липучке и слипоны.
В рамках празднования круглой даты Стефан кастомизировал коробки от 25 пар кроссовок. Каждая их них была подписана и запечатана лично Яноски и содержала уникальное произведение искусства — после каждого трюка, который скейтбордист выполнил с обувной коробкой в руке, он раскрашивал внутреннюю ее часть названием этого трюка.
Кроссовки неоднократно становились частью проектов, созданных именитыми дизайнерами и брендами. Кроме того, силуэт служил холстом для творений таких художников, как Томас Кэмпбелл, Майкл Лау и Джефф Макфетридж.
Первая запоминающаяся коллаборация была создана в 2013 году. Хироши Фудживара и его бренд fragment design снабдили текстильный верх кроссовок белой строчкой и фирменным логотип японской марки.
В 2018 году была представлена новая версия слипонов Nike SB Stefan Janoski, созданных брендом Poler Stuff. Верх из премиальной замши темно-синего цвета получил белую подошву с розовой подметкой. Пятка украшалась тисненым узором Poler, в то время как фронтальная часть выделялась логотипом Janoski.
В 2020 году вышла еще одна версия кроссовок Nike SB Stefan Janoski x Leo Baker без шнурков, ставшая частью коллекции Orange Label, созданной при участии другого великого скейтбордиста Лео Бейкера. Кожаный верх, украшенный тисненым логотипом swoosh, имеет монохромное черное покрытие, как и подошва из вулканизированной резины. Подметка с узором «елочка» выполнена в карамельном цвете.
Коллекция Nike SB доступна в магазине на Петровском и онлайн