Nigo: путь главной фигуры японского стритвира
Почти все корни японской уличной моды сводятся к трём людям, основавшим магазин Nowhere в 1993 году — Ниго один из них
Почти все корни японской уличной моды сводятся к трём людям, основавшим магазин Nowhere в 1993 году — Ниго один из них
Личность Nigo больше известна в Америке и Японии, чем в Европе и странах СНГ. Но не сомневайтесь — вы точно видели или слышали его творчество. Дизайнер BAPE на протяжении 20 лет, основатель Billionaire Boys Club, участник группы Teriyaki Boyz и просто генератор идей, регулярно сотрудничающий с Фарреллом Уильямсом, Канье Вестом, adidas Originals и Uniqlo. Он никогда не относился к своей работе слишком серьёзно, но всегда делал её качественно — подход, сделавший Ниго «талантливым человеком, который талантлив во всём».
Никакого выдающегося старта у Томоаки Нагао не было. 16-летний подросток из провинциальной Японии, увлекающийся хип-хопом и выбирающийся в Токио, чтобы прогуляться по ныне закрытому музыкальному магазину Cisco Records. Однако именно в 16 лет он накопил достаточно денег и приобрел первые диджейские вертушки, а где инструмент — там и образ. Перенимая стиль популярных хип-хоп исполнителей, таких как Public Enemy, LL Cool J и The Beastie Boys, Ниго встал на путь, которому следует до сих пор.
Поступив в колледж моды Bunka Fukuso Gakuin, Ниго наконец перебрался в столицу окончательно. Несмотря на получаемое образование в области кройки и шитья, знакомства в токийских клубах помогли карьере гораздо больше. Погрузившись в ночную жизнь, он встретил Хироши Фудживару, с которым они стали лучшими друзьями. Интересной особенностью было сходство не только интересов, но и внешности — так Нагао получил прозвище «NIGO», означающее «номер два».
Тогда же произошло знакомство с Джуном Такахаши (будущим основателем бренда UNDERCOVER), и к 1993 году троица объединила усилия, чтобы создать магазин Nowhere. Ассортимент из популярных стритвир-брендов в сочетании с обувью от adidas и Nike сделал это место локальным эпицентром моды, придав Ниго уверенности в запуске собственной линейки одежды под маркой BAPE совместно с SK8THING, другим его знакомым. Далее события развивались стремительно.
Первое время одна половина выпущенных футболок с принтами раздавалась бесплатно друзьям, а другая — шла в продажу. Но это продолжалось недолго. С растущей известностью возрастал и спрос, но Ниго даже не думал увеличивать тиражи. В итоге вещи получало лишь около 10% желающих, увеличивая ажиотаж и ценность BAPE в целом — тактика, которой многие бренды пользуются по сей день.
Влияние стало так широко, что распространилось даже на популярнейших американских музыкантов, а к 2005 году было заключено официальное сотрудничество между Фарреллом и Ниго, приведшее к созданию брендов Billionaire Boys Club и Ice Cream. Здесь же подключились Канье Вест, Лил Уэйн и многие другие — это было что-то сравнимое с «золотой лихорадкой», выражающейся через пик развития хип-хопа.
К сожалению, всё хорошее когда-либо заканчивается, и после пары неудачных лет с убытками Ниго продал A Bathing Ape гонконгскому конгломерату I.T Limited, а в 2013 истёк его контракт на посту креативного директора. Впрочем, на данный момент как BAPE, так и сам Ниго, чувствуют себя как нельзя лучше.
Одним из самых прочных союзов Ниго стали коллаборации с adidas Originals. Тесно работая с немецким брендом ещё во время руководства в BAPE, Ниго имел кредит доверия, который и позволил получить под собственный контроль целую линейку adidas Originals by Nigo. Наиболее запоминающимся результатом стала полноценная коллекция adidas Originals by Nigo x Stormzy, выполненная в сотрудничестве с молодым хип-хоп исполнителем из Англии. Помимо этого, Ниго регулярно выпускает переосмысленные модели классических силуэтов adidas Originals: Superstar, Campus 80s и другие.
В качестве музыканта Ниго удалось создать хайп не меньший, чем в качестве дизайнера. Выступая диджеем коллектива Teriyaki Boyz, он внёс в клад в запись альбомов Beef or Chicken (2005) и Serious Japanese (2009), занявших 4 и 3 место в японском хит-параде соответственно. Два трека, включая «Cho L A R G E» с участием Фаррелла, нашли свое призвание в саундтреке фильме «Тройной форсаж: Токийский дрифт». С Teriyaki Boyz также записывались Крис Браун, Баста Раймс, Jay-Z и другие.
Увлечённость Ниго музыкой не ограничивается Teriyaki Boyz — он также основал музыкальный лейбл BAPE, создал шоу про себя и своих друзей Nigoldeneye на MTV Japan, спродюсировал дебютный альбом поп-группы BILLIE IDLE и снял японскую версию клипа «Happy» для Фаррелла Уильямса. Совсем недавно, в 2016, к этому списку добавилась группа HONEST BOYZ — новое приключение в качестве продюсера, уже успевшее заслужить признание аудитории.
На сегодняшний день Ниго является креативным директором в HUMAN MADE, линейке UNIQLO UT, Cyber Agent, Billionaire Boys Club и других брендах. Отдельным направлением стали заведения общественного питания — в его распоряжении находится ресторан индийской кухни CURRY UP и кафе 2-5 café с особой атмосферой, кофе и бургерами. Несмотря на растущий список заслуг, главным и неизменным хобби Ниго остается коллекционирование: он начал собирать понравившиеся вещи в 12 лет, и с тех пор в коллекцию вошла масса важных вещей из нашей культурной эпохи — в том числе работы Уорхола, KAWS, Gucci (для этого бренда выделена отдельная комната), редкие модели BAPE и даже игрушки Star Wars. Последних стало так много, что аукционный дом Сотбис в 2015 году провел аукцион, на котором было выставлено 175 лотов из частной коллекции Ниго — в сумме за них выручили 502 тысячи 202 доллара.