JW Anderson: искусство курировать
Рассказываем о том, как экспериментальные коллекции молодого дизайнера нашли коммерческий успех и проложили дорогу к ещё более масштабным работам
Рассказываем о том, как экспериментальные коллекции молодого дизайнера нашли коммерческий успех и проложили дорогу к ещё более масштабным работам
Коллекции Джонатана Андерсона по-детскому непослушные — яркие и постоянно нарушающие какие-то нормы, но при этом идеально продолжающие общую тенденцию моды. Они отклоняются от молодёжной поп-культуры ровно настолько, чтобы сделать её богаче и интереснее, а не выпасть за её пределы. Это позволило Джонатану в считанные годы прорваться в высшие эшелоны модной индустрии — помимо своего бренда, JW Anderson, он работает креативным директором в Loewe и сотрудничает с Versace, Uniqlo, Topshop, Converse, M/M Paris и другими. Вот как это получилось.
Джонатан Андерсон родился в Северной Ирландии, в округе города Лондондерри, который большинство зовут просто «Дерри». Детство, проведённое в сельской местности, не помешало развить интерес к миру в широком смысле слова — во многом благодаря отцу, который был профессиональным регбистом и после матчей привозил всевозможные сувениры из других стран. Также Джонатан часто бывал на Ибице, где у родителей был дом — по его словам, контраст между двумя локациями сильно повлиял на творчество в качестве дизайнера.
Живописное в личном плане детство выпало на сложный для родины период. Сторонники независимости Северной Ирландии от Великобритании вели борьбу жестокими методами, вплоть до терактов. «Заминированные машины и взрывы в городе. Это было ужасно и очень сбивало с толку. В то же время это закалило мой характер. Теперь я ничего не принимаю как должное и знаю, что жизнь похожа на фитиль» — сказал Джонатан в интервью для The Guardian.
Интерес к моде у Джонатана сформировался после просмотра MTV и чтения журналов, но в 18 лет он больше хотел стать актёром — и отправился для этого в Вашингтон, США. Прослушивание в Джульярдскую школу прошло неудачно. Джонатан оставил актёрские амбиции и уехал в Дублин, где устроился продавцом в магазине Brown Thomas. Встреча с Мануэлой Павеси, правой рукой Миучча Прады, вдохновила Джонатана на переезд в Лондон и поступление в Лондонский колледж моды.
В Лондоне Джонатан Андерсон работал визуальным мерчендайзером в магазинах Harrods и Prada — под руководством Мануэлы Павеси. «У неё был лучший вкус, и она никогда не шла на компромисс. Когда я захотел стать дизайнером, я хотел быть ей. Работать так, как она — творчески, но в контексте коммерции» — вспоминает Андерсон.
В 2008 году Джонатан Андерсон показал первую коллекцию под своей маркой — пока вне официального расписания недели моды. Однако его усилия были замечены, и коллекции Fall/Winter 2009 и Spring/Summer 2010 прошли в рамках официального календаря Лондонской недели моды благодаря фонду Fashion East, поддерживающему молодых британских талантов. В мужских коллекциях Джонатан практически полностью отказался от гендерных рамок, используя детали и силуэты, чаще ассоциирующиеся с женскими вещами. И если в Европе это не дало мгновенного результата, то в Азии — Японии, Корее и Сингапуре — Андерсон собрал целый культ поклонников. Вскоре это помешательство распространилась на Европу и Америку.
Вещи из мужских коллекций без проблем носили и девушки, но в 2010 году один из байеров магазина Liberty London попросил Джонатана сделать некоторые мужские футболки отдельно в женских размерах. Это было исключительно бизнес-решением — больше прибыли, меньше затрат материалов. Но получив спонсорство от Британского совета моды, Андерсон в том же году выпустил женскую капсульную коллекцию, давшую начало полноценной линейке с индивидуальным дизайном.
2012 и 2013 годы стали решающими для Андерсона — две награды от Британского совета моды, распроданная за считанные часы коллаборация с Topshop, приглашение в качестве гостевого дизайнера для Versus Versace. В сентябре 2013-го компания LVMH, владеющая Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy и другими брендами, купила миноритарную долю в JW Anderson. Вскоре Джонатан был назначен креативным директором дома моды LOEWE, который также принадлежит LVMH.
Завоёвывая награду за наградой как лучший дизайнер в 2014 и 2015 годах, Джонатан Андерсон исполнил свою мечту и совместил творчество с коммерцией — ежегодная выручка JW Anderson составила около $7,5 миллионов. Получив такой ресурс и ощущая поддержку LVMH за спиной, Джонатан занял скорее позицию куратора, нежели просто дизайнера: «Я курирую людей, рекламные кампании, магазины, коллаборации. Вся суть в том, чтобы взять имеющиеся компоненты и расположить их в том порядке, который выглядит правильным».
С 2017 года Андерсон стал высказывать мысли о том, что мода должна быть демократичной. Конечно, многие его вещи по-прежнему доступны лишь малому классу покупателей, однако за словами последовали определённые действия — к примеру, коллаборации с Uniqlo и Converse. Также Джонатан изменил вектор дизайна JW Anderson, уделяя больше внимания вещам, которые он бы носил сам в повседневной атмосфере.
«Я захотел углубиться в ту территорию, на которую раньше не заходил. Почти вся моя карьера строилась на том, что я дистанцировал себя от продукта. Но я впервые стал задумываться о том, как я хотел сам себя видеть на улице. Это сделало дизайн более персональным». Упрощение при таком подходе было неизбежно — ведь Джонатан считает себя работником, которому просто нужна униформа.
Главный способ отдыха от работы для Джонатана Андерсона это интервью, которые, впрочем, не стоит принимать близко к сердцу. «Это лучшая терапия, настоящий катарсис. Они заставляют остановиться, переосмыслить и усвоить. Моя единственная проблема в том, что я говорю слишком много — сегодня об одной теме, на следующей неделе о совершенно другой. Я постоянно противоречу тому, что говорил ранее».