Fred Perry: британский дух улиц
История бренда Fred Perry, ставшего символом британских субкультур и успехов на теннисном корте
История бренда Fred Perry, ставшего символом британских субкультур и успехов на теннисном корте
Fred Perry является одной из марок, определивших британскую историю моды. Коллекции одежды и обуви бренда известны так же хорошо, как логотип в виде лаврового венка. Происхождение фирменного знака отличия связано со спортивным прошлым Фреда Перри, трехкратного победителя Уимблдона и чемпиона Кубка Дэвиса. Создав поло в ярких тонах, он стал отражением нового стиля вне времени.
Фредерик Перри родился в 1909 году в семье рабочих. Его отец трудился на хлопковом производстве в пригороде Стокпорта, но вскоре начал строить политическую карьеру. Перевезя сына в Лондон, он дал Фреду шанс заняться теннисом, который был доступен только элите. Однако рвение юного спортсмена разбилось о скалу непонимания со стороны высшего общества. Он не был «своим» в этом мире аристократов.
Перри обладал природным талантом с молниеносной реакцией и хорошим глазомером, что напрямую влияло на меткость его ударов. Несмотря на отчужденность, он шел к своей цели и в 1929 году выиграл Чемпионат мира по настольному теннису в Будапеште. После этого Фред решил пойти в большой теннис, пройдя квалификацию на свой первый Уимблдонский турнир. В 1933 году он выиграл Открытый чемпионат США, а через год стал лидером трех турниров Большого шлема. К сожалению, руководители соревнований не признавали достижения «выскочки» из рабочего класса. Сам Перри позже говорил, что чувствовал себя изгоем. Когда он вырвал победу у австралийца Джека Кроуфорда на Уимблдоне, ему должны были дать специальный галстук. Однако этого не произошло, символ чемпионства оставили на стуле в раздевалке.
За свою профессиональную карьеру Фред Перри выиграл десять турниров. Он также был первым игроком в истории, кто получил все четыре титула Большого шлема. Несмотря на это, британский теннис отвергал Перри, по-прежнему считая его недостойным участвовать в элитных спортивных забавах. Лишь 50 лет спустя в Уимблдоне была воздвигнута статуя спортсмена, продемонстрировав признание его заслуг в спорте.
Не получив одобрения у британцев, в 1940-е годы Фред Перри уехал в США. Там он продолжил играть на профессиональных турнирах. Став частью спортивного сообщества, чемпион познакомился с австрийским футболистом Тибби Вегнером. Тот изобрел ремешок на запястье, которым можно было вытираться от пота, обильно льющего с головы. Перри внес несколько изменений в дизайн, создав аксессуар, который теперь принято называть напульсником. Это был первый продукт в линии экипировки Fred Perry, заслуживший признание у спортсменов.
Решив расширить ассортимент, Вегнер и Перри занялись изготовлением поло из воздухопроницаемой хлопковой ткани. Идея была не нова, белые рубашки уже присутствовали на кортах. Считается, что автором этого предмета экипировки является Рене Лакост, французский теннисист и основатель культового бренда Lacoste. Он выделял свое детище от быстро появившихся аналогов нашивкой в виде крокодила, так как поклонники и журналисты прозвали его «аллигатором». Фред захотел сделать для своего бренда такой же емкий и яркий символ.
Первоначально Перри собирался украсить поло курительной трубкой, так как был заядлым курильщиком. Однако Вегнер посоветовал не делать этого, так как логотип не найдет отклика у женской аудитории и у приверженцев здорового образа жизни. Тогда партнеры решили взять за основу лавровый венок — символ славы, победы и мира, признанный еще в античные времена. Плюс эмблема бренда была создана на основе оригинального логотипа Уимблдона. Из-за роста популярности Fred Perry организаторам турнира пришлось придумывать новый логотип.
Поло от британского бренда было доступно только в белом цвете до конца 50-х годов. Тогда коллекция пополнилась цветными версиями для настольного тенниса, где белые рубашки были запрещены. Удивительным образом этот ход развил отношения между Fred Perry и молодыми субкультурами. Сначала стиль марки понравился эмигрантам с Ямайки и Барбадоса. Они надели поло с джинсами и ботинками Dr. Martens. Затем местная молодежь начала копировать образ, в результате чего родилось течение под названием моды. Со временем оно разделилось, явив на свет скинхедов, ребят с бритой головой, которые изначально не имели никакого отношения к политике.
В конце 1960-х годов футбольные матчи были основным источником отвлечения английской молодежи от реалий взрослой жизни. Широкая цветовая гамма одежды Фред Перри предоставила болельщикам множество вариантов показать, какую команду они поддерживают. Бренд выпустил поло с полосками, цвета которых повторяли оттенки формы футбольных клубов.
Вечеринки фанатов представляли собой скопление подростков из рабочего класса, многие из которых, гордясь своим социальным статусом, выглядели как скинхеды. Они стали естественной мишенью для «Британского Национального фронта», быстро растущей националистической партии, которая часто набирала людей с футбольных стадионов.
На волне экономического кризиса 1970-х годов в Англии образовалась так называемая «вторая волна скинхедов», которая выступала против мигрантов из Африки и Азии. Они винили приезжих в безработице и сокращении пособий. Вскоре скинхеды начали ассоциироваться с радикализмом, хотя это не являлось чертой всей субкультуры.
К сожалению, Fred Perry все еще любимый молодежью попал в эпицентр конфликта. Имидж компании был подорван. Однако революция панк-музыки в 1990-е годы изменила вектор развития британской молодежной культуры. Такие группы, как Blur и Oasis ознаменовали появление современного брит-попа под вдохновением от The Who и The Kinks. Они носили поло Fred Perry, создав для бренда новый образ. За музыкантами потянулись другие знаменитости, такие как Винни Джонс и Эван Макгрегор. В результате лавровый венок стал символом британского стиля новой эпохи, обратив на себя внимание широкой молодой аудитории.
За прошедшие годы Fred Perry превратился в бренд одежды для повседневной жизни, представляющий современную моду, британское наследие и спортивный стиль. Марке удалось обратить на себя дополнительное внимание благодаря коллаборациям с Commes des Garçons, бельгийским дизайнером Рафом Симонсом, автором культовой обложки альбома The Beatles Питером Блейком, Гвен Стефани, Эми Уайнхаус, велогонщиком Брэдли Уиггинсом и теннисистом Энди Марреем. Некоторые из этих проектов заслуживают отдельного внимания.
Бренд впервые выпустил совместную коллекцию с Рафом Симонсом в 2008 году. С тех пор это сотрудничество позволило создать выдающиеся образы, объединяющие ценности, эстетику и культуру обоих миров. Комментируя коллаборации, Fred Perry отмечает, что Раф «привносит смелый и чувственный графический дизайн» в неподвластный времени стиль, представляя как прошлое, так и настоящее андеграундной культуры.
Для 2020 года совместная работа получила вдохновение от фотографий Гэвина Уотсона, где изображены представители различных субкультур 1970-х и 1980-х годов. В коллекции представлены толстовки, куртки и культовое поло Fred Perry. Главным акцентом стала металлическая подвеска в виде лаврового венка.
Британский дизайнер Маргарет Хауэлл создала монохромную коллекцию одежды, вновь основанную на архивах Fred Perry. Центральным предметом совместного проекта было выбрано поло, которое сохранило традиционные черты, сделавшие его культовым в 1950-е годы. Крой стал более свободным, а планка рубашки-поло дополнилась перламутровыми пуговицами.
Британский дизайнер Николас Дейли привнес шотландско-ямайское наследие в классическую одежду марки. Коллекция 2019 года стала продолжением его собственных дизайнов под названием SLYGO, которые отдают дань уважения истории его семьи. Коллаборация показывает связь между музыкой и молодежным стилем улиц, где часто встречаются разноцветные и контрастные полоски на рубашках, поло и олимпийках.
Коллаборация с производителем обуви из Нортгемптона основана на богатом наследии обоих брендов, которые были законодателями моды с 1950-х по 1980-е годы. Коллекция включает лоферы, кеды и ботинки «monkey boot» из премиальной кожи.
С музыкантом Майлзом Кейном, участником группы The Last Shadow Puppets, Fred Perry создал коллекцию, вдохновленную 1970-ми годами. Одежда наполнена темными атмосферными тонами, специально разработанными для имитации нахождения в обстановке «тусклого освещения». Футболки, рубашки и спортивные костюмы дополняются обновленной версией поло с молнией вместо пуговиц.
Один из самых известных проектов бренда, который зародился в 2010 году — это сотрудничество с Эми Уайнхаус. Тогда исполнительница соула сама разработала уникальные дизайны футболок, толстовок, платьев и курток. Поло снова заняло ключевое место в коллекции, обновившись за счет правок в дизайне самой певицы. Традиционная планка на пуговицах стала длиннее, а рукава получили кокетливые отвороты.
После смерти Эми бренд продолжил сотрудничество с ее фондом — Amy Winehouse Foundation, основанным родителями артистки. Каждый год он предлагает уникальные дизайны, выдержанные в стиле обладательницы Грэмми. Среди повторяющихся мотивов присутствуют вышитые сердца, символизирующие татуировку Уайнхаус.
Японский бренд BEAMS предложил свежий взгляд на классические силуэты и логотип Fred Perry. Одежда украшена лавровыми венками в голубом, оранжевом, зеленом и фиолетовом цветах. Вдохновением послужила история развития британской марки в рамках индустрии тенниса. В коллекцию вошли поло, футболки, олимпийки, брюки и рубашки.
Объединившись с проектом Art Comes First, бренд создает коллекции, вдохновленные руд-боями, молодежной субкультурой на Ямайке, которая предшествовала британским скинхедам. Коллаборация сочетает в себе современный пошив и классические детали Fred Perry. Новая часть сотрудничества посвящена группе The Specials. Она включает черно-белые поло, выполненные в том же стиле, что и обложка дебютного альбома коллектива 1979 года.
Коллекция Fred Perry доступна в магазине на Петровском и онлайн