Fjällräven: икона шведского прагматизма
История бренда, который своими инновациями обеспечил комфортное путешествие множеству различных экспедиций и отдельных энтузиастов
История бренда, который своими инновациями обеспечил комфортное путешествие множеству различных экспедиций и отдельных энтузиастов
Скандинавский бренд Fjällräven — это хрестоматийный пример того, как идея сделать пешие путешествия по горам удобнее привела к созданию известнейшей в мире империи по производству туристического оборудования и одежды.
В 2020 году шведская компания Fjällräven, что в переводе означает «полярная лиса», отметила свой 60-летний юбилей. За прошедший период бренд ни разу не сдал свои позиции и навсегда вошел в историю туризма, как производитель качественного снаряжения для пешего туризма.
Аке Нордин родился в Швеции в 1936 году. В его жизни все звезды сошлись так, чтобы привести его к созданию бренда Fjällräven. С одной стороны, мать — профессиональная швея, которая с раннего детства учила его шить. С другой стороны, окружающая его скандинавская природа, манящая своей суровой красотой.
Вместе со своими сверстниками Аке часто отправлялся в короткие или более длительные пешие путешествия по лесам и горам. Изучать местные красоты мешал только неудобный рюкзак, который давил на спину, заставляя нести его в полусогнутом виде. Имея навыки шитья и понимая специфику требований к идеальному заплечному мешку, 14-летний мальчишка конструирует собственную модель рюкзака.
Нордин разработал уникальный дизайн, в котором учел все: жесткую раму для поддержания спины в прямом положении, мягкие кожаные ремни для облегчения нагрузки на плечи, прочный хлопковый материал мешка, выдерживающий переноску больших грузов.
Протестировав рюкзак на собственных плечах, Аке стал получать заказы от знакомых для изготовления аналогичной конструкции. Так из маленького хобби в 1960 году родилась компания Fjällräven. Небольшое производство, открытое в подвале дома, постепенно разрослось до мировых масштабов.
Основатель бренда Fjällräven делал туристическое снаряжение не в погоне за прибылью, а с желанием сделать сложные пешие путешествия более комфортными. Аке всем сердцем любил и ценил природу, поэтому никогда не шел на компромиссы, которые могли бы нарушить экологический баланс нашей планеты.
Компание Fjällräven никогда не была равнодушной к проблемам экологии. Вся ее политика направлена на защиту природы в любых проявлениях. Продукция бренда всегда изготавливалась из экологически чистых материалов. При их разработке используются природосберегающие технологии. Главная задача основателя компании и огромного коллектива — сохранить природу, чтобы наши потомки могли наслаждаться ее красотами, путешествуя с рюкзаками за плечами.
В 1994 году Fjällräven запустил свою первую программу по защите песца. Животное было выбрано не случайно, именно его очертания нарисованы на логотипе бренда. Программа предусматривает пути защиты популяции через сохранение ареала обитания животных. Борьба за выживание пушистых зверьков ведется компанией по сей день.
Активные экологические инициативы касаются не только защиты флоры и фауны, но и популяризации пешего туризма. Знаменитый бренд ежегодно организует походы по Швеции, Дании и США. В 1997 году к этой традиции добавились гонки на собачьих упряжках.
В 1964 году Аке Нордин выпустил свою первую палатку. При разработке материала для этого вида туристического снаряжения было опробовано несколько различных вариантов тканей. Перед основателем Фьельревен стояла задача сделать легкую, но прочную ткань, которая защитит от холода и не будет скапливать конденсат внутри переносного помещения.
Результатом поиска оптимального решения стало сразу два события. Во-первых, появилась уникальная на то время конструкция, которая по достоинству была оценена членами Гренландской экспедиции. Во-вторых, появился материал G-1000. Использовать его для производства палаток не получилось из-за слишком большого веса.
Ткань G-1000 состоит из оптимального сочетания полиэстера и хлопка. Материал отличается плотностью, но при этом прекрасно дышит. Единственно, чего не хватало этой чудо-ткани, — водоотталкивающих свойств. Нордин решил проблему со свойственной ему изобретательностью. Он вспомнил, что часто пользовался парафином для защиты седалища лыжных брюк от намокания. В поисках наилучшего рецепта Аке смешивал пчелиный воск и парафин в разных пропорциях и наконец получил идеальную пропитку.
На стыке 1978 и 1979 годов Fjällräven выпускает новый продукт — рюкзак Kånken. Именно он станет визитной карточкой компании на долгие годы.
Создать удобную заплечную сумку Аке Нордин решил тогда, когда общество стало живо обсуждать проблему искривления позвоночника, обнаруженную у более чем 80 % людей. Врачи Швеции и других стран стали бить тревогу по поводу огромного количества сколиозников. Истоки проблемы явно лежали еще в детстве, когда школьники вынуждены были ежедневно носить тяжелые сумки с книгами в руках. Пока эксперты думали, как распределить вес сумки на два плеча, Аке уже вовсю работал над новой конструкцией.
Размеры будущего Kånken рассчитывались исходя из величины школьных тетрадей. Внешний вид рюкзака подгонялся под ожидания целевой аудитории. Для тестирования самой идеи и сбора отзывов о необходимости введения дополнительных нюансов были взяты консультанты Шведской ассоциации гидов и скаутов.
Первые 400 рюкзаков были проданы в первые же часы. Спрос на удобные сумки рос как снежный ком. За 1979 год компания продала более 30 тысяч единиц продукции. Kånken был оценен не только школьниками, студентами и скаутами, но также обычными горожанами.
В 2020 году Fjällräven Kånken все еще считается самым популярным и узнаваемым рюкзаком в мире. Совершив революцию, компания расширила ассортимент выпускаемых сумок. Сегодня покупатели могут выбрать и купить функциональную модель в 6 модификациях и 45 разных расцветках.
Легендарная куртка Fjällräven Greenland изначально разрабатывалась как альпинистское снаряжение. Двухслойный материал G-1000 защищал горных путешественников от сильных ветров, снежных бурь, проливных дождей и при этом давал телу дышать.
Продуманная до мелочей модель внезапно пришлась по вкусу людям, которые не имеют никакого отношения к пешим походам по горам и лесам. В удобной куртке было всегда тепло, что и сделало ее вторым по популярности продуктом в компании Fjällräven.
В век искусственных тканей и сложно переплетенных дышащих мембран, призванных защищать людей от перегрева и переохлаждения, Фьельревен все так же производит свои знаменитые куртки из полиэстера и хлопка, пропитанные гренландским воском. Прочный материал в совокупности с продуманным дизайном не теряют своей актуальности даже спустя 60 лет.
Fjällräven в 2013 лишился своего основателя, но не утратил основной идеи — делать мир лучше, сохраняя и приумножая природные богатства!
Коллекция Fjällräven доступна в магазине на Петровском и онлайн