Calvin Klein: как строилась империя
Пятидесятилетняя история одного из главных брендов американской моды, от первой работы Кельвина Кляйна до сегодняшних дней
Пятидесятилетняя история одного из главных брендов американской моды, от первой работы Кельвина Кляйна до сегодняшних дней
Calvin Klein — один из тех брендов, которым удаётся сохранить популярность на протяжении десятков лет, при этом постоянно изменяясь и эволюционируя. От коллекций на грани высокой моды до парфюма и нижнего белья, Calvin Klein чувствует тенденции и настроение своих покупателей. Одно из доказательств — недавнее назначение Рафа Симонса главным креативным директором. Но для начала расскажем о том, как начинал карьеру сам Кельвин Кляйн.
Кельвин окончил Высшую школу искусств и в тот же год, осенью 1960-го, поступил в Технологический институт моды Нью-Йорка. Первая работа в индустрии моды никак не была связана с производством — он разносил документы в редакции Women’s Wear Daily (WWD). Лишь окончив Технологический институт в январе 1963-го, Кельвин Кляйн начал работать в компании, шьющей платья, однако через три месяца ему отказали в повышении зарплаты на сто долларов, после чего Кельвин уволился.
Важный опыт начинающий дизайнер получил делая наброски для Дэна Миллштейна, производителя плащей — «Я многому научился, потому что он бросал меня в самое пекло», вспоминает Кельвин. Кроме того, Миллштейн часто брал Кельвина на показы высокой моды в Париже, чтобы копировать некоторые вещи. Но сам Миллштейн был не лучшим боссом, и Кляйн снова ушёл.
Сменив ещё несколько мест, Кельвин оказался во власти случая — в 1968 году сделанный им плащ заметил вице-президент популярного тогда ритейлера Bonwit Teller, владевшего магазином на Шестой авеню в Манхэттене. Bonwit Teller сделал приличный заказ у Кельвина Кляйна и вложился в рекламу на целой странице The New York Times. Вещи Calvin Klein начали попадать в ведущие бутики Нью-Йорка.
В апреле 1970-го Кельвин Кляйн провёл показ первой женской коллекции, затратив на это относительно мало — $10000. WWD написал, что с помощью всего 50-ти вещей Кельвин присоединился к именам большой моды. К 1971 году продажи достигли 5 миллионов долларов, и Кельвин переехал в здание прошлого босса — Дэна Миллштейна, выкупив несколько помещений и даже его личный офис, несмотря на специально завышенную Миллштейном цену.
В 1973 и 1974 годах Кельвин два раза подряд получал награду Coty American Fashion Critics (сейчас её аналогом служит CFDA Awards), а в 1975 был внесён в зал славы Coty Hall of Flame, став самым молодым дизайнером, достигнувшим этого — 33 года. Затем Кельвин Кляйн занялся расширением бренда через лицензирование: первая лицензия была выдана японскому магазину Isetan, который повторял каждую вещь Calvin Klein, но в меньших размерах. В 1977 году запущена мужская линейка по 5-летнему контракту с текстильным магнатом Морисом Бидерманном.
Следующим шагом стал запуск парфюма под именем Calvin Klein — но никто не хотел уступать Кельвину Кляйну полный контроль за продуктом. Тогда он принял радикальное по тем временам решение и лично выделил деньги на разработку аромата, переманив одного из главных работников косметического гиганта Revlon.
Запустив в конце 70-х линейку Calvin Klein Jeans, которая популяризировала дизайнерские джинсы среди женщин, Кельвин искал способы продвинуть её ещё дальше. В 1980-м он нанял фотографа Ричарда Аведона, чтобы тот срежиссировал рекламный ролик. Аведон, в свою очередь, обратился к 15-летней модели Брук Шилдс, которую как раз недавно снимал для Vogue.
Главное противоречие в американском обществе вызвала фраза Брук в одном из роликов: «Знаешь, что находится между мной и моими „Кельвинами“? Ничего». Негативная реакция привела к тому, что многие каналы заморозили рекламу либо переместили её только на поздний вечер. Однако все эти споры лишь помогли бренду — отчисления с лицензии Calvin Klein Jeans выросли с 1,2 миллионов долларов в 1978 до 12,5 миллионов в 1980-м, а потом Кельвин и вовсе выкупил компанию, которой предоставлял лицензию.
В 1982 году Кляйн решил запустить линейку нижнего белья, заказав у фотографа Брюса Вебера рекламную кампанию на 500 тысяч долларов. Первая съёмка включала в себя олимпийского прыгуна с шестом Тома Хинтинауса и была помещена на Таймс-сквер. Когда первая партия трусов поступила к ритейлерам, они продали на $65 тысяч за две недели с прогнозом в $4 миллиона за год. Кляйн почти сразу запустил и женскую линейку нижнего белья, где за первые 90 дней было продано 80 тысяч единиц. Продажи росли так быстро, что Кельвин Кляйн лицензировал бренд Calvin Klein Underwear одному из крупнейших производителей нижнего белья в Америке, Kayser-Roth.
И хотя в 1992-м Calvin Klein Inc. едва не обанкротилась, к концу 90-х Кельвин Кляйн владел настоящей империей из брендов, получая миллиарды с отчислений по лицензиям. Однако росли претензии к тому, что Calvin Klein копирует вещи других дизайнеров, особенно европейских, а сам Кельвин замешан в сексуальных домогательствах.
В 1999-м начался поиск покупателя, затянувшийся на три года, поскольку Кельвин хотел продать компанию и сохранить полный контроль. Желающих на такие условия найти оказалось сложно, но в 2002 году было объявлено о продаже в пользу Phillips-Van Heusen (PVH), корпорации, которая на сегодняшний день владеет брендами Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Van Heusen, IZOD и Arrow. Как оказалось после продажи, Кельвин всё-таки не сохранил креативный контроль, но PVH внимательно прислушивалась к его мнению.
Незадолго до продажи, в 2001 году, Кельвин Кляйн назначил дизайнером женских коллекций Франциску Коста, которая раньше работала ассистентом Тома Форда в Gucci. Мужскими коллекциями занимался Итало Зукчелли, ранее работавший в Jil Sander и Romeo Gigli. За время, проведённое в Calvin Klein, Итало выпустил более тридцати коллекций и уволился в 2016 году вместе с Франциской, когда было принято решение о едином дизайнере для мужской и женской коллекций. Им стал Раф Симонс.
Приход Симонса в Calvin Klein был громким — ранее работавший в Dior креативный директор теперь единолично отвечает за дизайн, глобальный маркетинг, коммуникации и визуальные идеи, чего не было с момента ухода самого Кельвина Кляйна. Его зарплата составляет $18 миллионов в год, что, несмотря на кажущуюся величину, всего лишь капля в море для компании, чья прибыль в год исчисляется миллиардами. Первую коллекцию для Calvin Klein Раф Симонс показал в Нью-Йорке для сезона осень-зима 2017.
Одна из самых успешных рекламных кампаний последних лет — #MYCALVINS. Её суть заключается в том, что различные звёзды публикуют снимки в Instagram с надписью «I _____ in #mycalvins», где в прочерк подставляется любое действие — мечтаю/сплю/позирую/расту/делаю деньги. С 2014 года в ней приняли участие такие звёзды, как Джастин Бибер, Кендрик Ламар, Кендалл Дженнер, Joey Bada$$ и Эбби Ли, а также другие блогеры и обычные люди, использующие хэштег #mycalvins.
В конце 2017 года рекламная кампания получила новый виток развития с запуском «Our Family. #MYCALVINS», где фокус сместился на семью и объединение сильных личностей. Наиболее обсуждаемой стала съёмка с участием семьи Кардашян, где объединились Ким Кардашян, её сёстры Хлои и Кортни, а также Кендалл и Кайли Дженнер. Это стало первым событием, где семья Кардашян-Дженнер снялась вместе за пределами своих личных брендов.
Другая съёмка для #MYCALVINS прошла с участием популярного хип-хоп коллектива A$AP Mob и одного из его главных участников, A$AP Rocky. На этот раз центром внимания стал бренд Calvin Klein Jeans — он будет доступен в нашем магазине совсем скоро, а пока можно ознакомиться с нижним бельём от Calvin Klein Underwear.
Перейти к коллекции Calvin Klein